Пожарно-тактические учения, ПТУ.

Пожарно-тактические учения являются высшей формой тактической подготовки начальствующего состава противопожарной службы и важнейшим средством достижения высокого уровня боевой готовности. Они проводятся на конкретных объектах хозяйствования или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре. На учения привлекаются силы и средства более одного караула, специальные службы (водопроводная, энергетическая, газоаварийная, газоспасательная и др.), а также приспособленная для целей пожаротушения или другая техника, водовозки, подъемники, бульдозеры и т. п.). На учениях создается оперативный штаб на пожаре, широко используются имитационные средства, однако, условности должны сводиться до минимума.

Продолжительность тактических учений может быть различной. Они проводятся днем и ночью.

Основным методом обучения на тактическом учении является практическая отработка начальствующим и рядовым составом всех вопросов организации и тактики тушения пожара на конкретном объекте. В необходимых случаях руководитель учения сочетает практику с показом и устным изложением.

На учениях совершенствуется тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре (РТП, НШ, НТ, НБУ), отрабатываются вопросы работы оперативного штаба, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствуется физическая подготовка и морально-волевые качества личного состава, их способность стойко переносить тяготы и лишения.

При проведении тактических учений необходимо обращать внимание на тактическую грамотность проведения разведки, определения решающего направления боевых действий на пожаре, организации спасания людей и эвакуации имущества; работы оперативного штаба (тыла) на пожаре; тушения пожара в специфических и усложненных условиях; использования тактических возможностей пожарных подразделений, взаимодействия сил и средств пожарной охраны со специальными службами пожарной охраны города (объекта); на правильность оценки обстановки пожара; на своевременность вызова на пожар подразделений и техники, необходимых при тушении пожара; на соблюдении личным составом правил техники безопасности.

По целевому назначению тактические учения подразделяются на виды: тренировочные, проверочные, показные, комплексные и опытные.

Тренировочные учения проводятся с целью тренировки начальствующего состава и подразделений противопожарной службы действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях. Этот вид учения является основным в общей системе тактической подготовки начальствующего состава.

Проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений, так и гарнизона пожарной охраны в целом к ведению боевых действий при тушении пожаров. Их периодичность устанавливается начальником ГПС.

Показные учения проводятся с целью показа новых приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и новых приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т. д. и количестве, определяемом начальником ГПС, но не менее двух раз в год (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Разновидностью показных учений являются учения, которые проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, способов и приемов тушения.

Они проводятся на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах хозяйствования по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными советскими органами.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов хозяйствования.

На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав гарнизона, свободный от несения службы.

Тактические учения проводятся руководителями аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны или их заместителями, дежурными службами пожаротушения, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности гарнизона пожарной охраны.

Периодичность проведения пожарно-тактических учений определена в Программе подготовки личного состава частей и гарнизонов противопожарной службы.

Проведение тактических учений предусматривается планами-графиками боевой подготовки и планами работы гарнизонов пожарной охраны.

Тактические учения в сельской местности, как правило, проводятся во время проверок противопожарного состояния объектов колхозов, совхозов, строек и промышленных предприятий.

Время и место проведения тактических учений заранее согласовываются с руководителями объектов.

Вызов сил и средств на тактические учения производят в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров

Каждому тактическому учению предшествует тщательная подготовка руководителя учения, который обязан:

— определить тему и цель учения;

— подобрать объект;

— изучить его оперативно-тактические особенности;

— согласовать дату и время его проведения с администрацией объекта;

— проанализировать развитие и организацию тушения пожаров на аналогичных объектах;

— разработать тактический замысел и порядок имитации с учетом возможной обстановки условного пожара;

— определить возможную обстановку пожара ко времени его обнаружения, прибытия первого пожарного подразделения и старшего оперативного начальника, к моменту локализации и ликвидации пожара;

— установить время проведения и продолжительность учения, определить силы и средства, привлекаемые на учение.

На основе предварительной подготовки руководитель учения разрабатывает план-конспект, который состоит из общей части и методической разработки.

В содержание общей части входит тема и учебная цель занятия, время и дата проведения учения, наименование объекта и его адрес, краткая оперативно-тактическая характеристика объекта; привлекаемые силы и средства, средства имитации, фамилии помощников руководителя учения (посредники, имитаторы), перечень учебной и специальной литературы.

Методическая разработка включает в себя:

— обоснование тактического замысла, подтвержденного расчетом сил и средств на тушение условного пожара;

— элементы обстановки на определенный момент времени согласно тактическому замыслу учения (на момент обнаружения пожара, прибытия первого подразделения, старшего оперативного начальника и последующих подразделений, локализации и ликвидации пожара). Данную часть разработки целесообразно составлять по форме

Графическую часть рекомендуется готовить в виде плаката (на стандартном форматном листе) для использования его при инструктаже посредников, имитаторов, а также при подведении итогов учения.

План-конспект подписывается руководителем учения, согласовывается с руководителем объекта и представляется старшему начальнику на утверждение.

Разработав план-конспект, руководитель учения организует подготовку посредников и имитаторов,

Посредников назначают для оказания помощи руководителю в подготовке и проведении учения и подбирают из лиц начальствующего состава, имеющих опыт тушения пожаров. Количество посредников определяет руководитель учения с учетом местных особенностей, сложности тактического замысла, привлекаемых на учение сил и средств.

При подготовке посредников руководитель учения должен:

— организовать с ними оперативно-тактическое изучение объекта, где будут проводиться учения, распределить их по участкам работы (посредники при РТП, НШ, НТ, НБУ, НС, ответственного за ТБ) и определить обязанности;

— ознакомить их с тактическим замыслом и возможными вариантами его решения, выдать им выписки из плана-конспекта, наметить порядок объявления обстановки, дать указания о порядке применения средств имитации для изменения обстановки условного пожара;

обратить внимание посредников на соблюдение правил техники безопасности во время учения.

Посредник обязан:

— изучить цели учения, тактический замысел и ожидаемые решения начальствующего состава по создаваемой обстановке;

— в соответствии с порядком, установленным руководителем учения, имитировать обстановку в ходе учения, вовремя и в положенном месте объявить вводные;

— принять меры к предупреждению ошибок в действиях начальствующего и рядового состава, которые могут повлечь за собой несчастные случаи, аварии, нарушения технологического процесса или установленного режима на объекте;

— вести необходимые записи по времени, характеризующие действия начальствующего состава на закрепленных участках.

Обстановку пожара на учении можно имитировать следующими условными обозначениями:

— очаг пожара — красными флажками;

— незначительное задымление — синими флажками;

— сильное задымление, места выделения вредных газов и паров (работать без изолирующих противогазов нельзя) — желтыми флажками.

Для более полного воспроизведения признаков пожара целесообразно использовать дымовые шашки, световые приборы (проекционные фонари, прожектора и т. п.), фонограммы записей, характерных для факторов пожара. Для отработки приемов и способов эвакуации людей используются манекены и имитаторы.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или порчу помещений и оборудования, запрещается.

Имитацию пожара проводят руководитель учения, посредники и специально подготовленные лица.

Имитация пожара на учении должна быть активной и подвижной и изменяться в ходе учения в соответствии с замыслом руководителя и действиями пожарных частей на участках работы.

 

 

Взято отсюда Пожарный.ру
This entry was posted in Учения пожарных, Учения спасателей and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий